Что общего у Северной Кореи, Кубы, Венесуэлы, России, Белоруссии и других схожих стран?
Все эти страны объединяет ненависть к США и к западному образу жизни, то есть к либерально-демократическим ценностям. Почему? Какая здесь закономерность?
Может быть, это страны Востока, и речь идет о вечном противостоянии Востока и Запада? Однако в рядах друзей США и Европы есть страны с ярко выраженной восточной философией и психологией. Это Япония, Южная Корея, Таиланд, Малайзия и т.д. И, наоборот, среди врагов Америки есть Россия, Белоруссия, Венесуэла, которые к восточной ментальности не имеют отношения. Значит, дело не в этом. Можно быть восточной страной и при этом быть прозападной.
Может быть, дело в колониальном прошлом? Бывшие колонии развитых западных стран испытывают комплексы прошлых обид и недолюбливают бывшие метрополии? Отнюдь. Россия и Белоруссия никогда не были колониями западных стран. И, наоборот, Индия, бывшая колония Великобритании, находится в прекрасных отношениях с бывшей «метрополией». Япония, когда-то оккупированная Америкой, сегодня является одним из ближайших ее партнеров.
Так в чем же дело? Что общего у всех тех стран, которые настроены враждебно против США и Европы?
А общее у них одно – авторитарный режим. Именно авторитарные режимы больше всего боятся проникновения духа свободы и демократии в свои владения. Потому что в свободном обществе неизбежно возникают вопросы: почему нашей страной руководит один и тот же человек десятилетиями, почему власть сконцентрирована у него и у узкого круга его окруженных, почему у нас в стране отсутствует оппозиция, почему люди боятся открыто высказывать свое мнение? Чтобы такие вопросы у народа не возникали, власть внушает ему неприязнь ко всему западному, в том числе подсознательно и к демократии. Для этого пропаганда искусно манипулирует сознанием людей и выставляет напоказ самые неприглядные, но несущественные признаки свободного общества. Людей пугают гомосексуалистами, проститутками, наркоманами. Внушают им, что это и есть главные достижения свободного общества. И противопоставляют им традиционные ценности: целомудрие, братство, семейные традиции, забота государства о людях.
На руку местным властям играет относительная бедность основной массы людей и невозможность посетить ими развитые страны. Те, кто такую возможность имеет, обычно сразу меняют свое мнение о Западе. Они видят, что его недостатки, раздутые авторитарными властями, меркнут перед преимуществами. Это все равно, что талдычить, что автомобиль выбрасывает вредные газы и опасен для пешеходов и из-за этого надо ездить на телегах. Или говорить, что сотовые телефоны вредны для организма и пользоваться проводными телефонами. Тот, кто один раз проедет на автомобиле или поговорит по сотовому телефону, тот уже никогда не вернется к телеге и проводному телефону.
Вторым фактором, толкающим авторитарные режимы к созданию образа внешнего врага – это желание объединить народ вокруг себя. Это древний прием, известный еще нашим пещерным предкам. Создай внешнего врага, и вчерашние противники внутри племени тут же объединятся, чтобы вместе противостоять общей угрозе. В минуту опасности люди инстинктивно тянутся друг к другу, плотнее примыкают плечом к плечу и вверяют свою судьбу сильному, харизматичному лидеру, способному привести их к победе. Старый прием. И верный. Поэтому у всех авторитарных режимов всегда есть внешние враги. Внимание народа должно быть обращено на противника. Когда внешней угрозы не хватает, то враг просто придумывается, а пропаганда раздувает этот образ. В крайнем случае, находится общий внутренний враг, например, ведьмы, предатели-троцкисты, евреи, олигархи и так далее. Все – ради внушения страха и необходимости единения.
Поэтому, когда пропагандистская машина авторитарных режимов утверждает, что вокруг одни враги, которые хотят поставить на колени вашу страну и разрушить ее традиционные устои, посмотрите на мир другими глазами, сопоставьте факты и сделайте свой собственный вывод.
Комментарии