Корреспондент газеты «Радио Свобода»:
– Господин президент, а как быть с теми сотнями людей, которые огульно попали под репрессивную машину наказания и сейчас находятся в следственных изоляторах? Людей пытают и выбивают силой признательные показания. Вы же понимаете, что на площади в те дни в большинстве своем были добропорядочные граждане, которые пришли требовать перемен, а преступные элементы воспользовались ими, чтобы совершить переворот?
Президент Токаев:
– Да, я с Вами полностью согласен. Мирные граждане, пришедшие с законными требованиями на площадь, не должны пострадать. Я прямо сегодня подписал указ об амнистии всех участников январских событий, которые не участвовали в грабежах, нападениях на полицейских и других преступлениях. Да, они нарушили действующий в настоящий момент закон о порядке организации митингов и пришли на площадь незаконно. Но я считаю, что граждане свободного демократического государства должны иметь право выражать свое мнение открыто и публично. Поэтому мной инициирован закон о либерализации порядка проведения митингов. Любой гражданин, любые партии и объединения смогут беспрепятственно собираться, выходить на площади городов с уведомлением местных властей и публично выражать свое мнение по любым вопросам.
Корреспондент газеты «Радио Свобода»:
– Господин президент, а зачем вообще нужен уведомительный характер заявлений? Почему бы не дать полную свободу гражданам?
Президент Токаев:
– Я хочу всем публично заявить, что Казахстан будет двигаться в сторону либерализации политической системы, в сторону расширения прав и свобод граждан. Но моя задача сейчас, как президента страны – это не допустить слишком резких движений и изменений, которые могут вызвать хаос, анархию и беспорядок. Потому что в этом хаосе пострадают невинные мирные граждане, и, что еще хуже, история нас учит, что после хаоса общество стремится к железной руке и диктатуре. Поэтому чрезмерная свобода неподготовленного общества опасна. Я вижу свою миссию в том, чтобы пройти осторожно, как говорится, «не расплескав воду из стакана», из одной формации в другую и привести Казахстан к свободному, демократическому, благополучному, процветающему государству без жертв. Поэтому гайки будут ослабляться медленно, но верно и неуклонно. Тот же самый уведомительный характер митингов Вы упомянули. Но представьте, что произойдет, если, допустим, в один и тот же день и час митинг назначат сторонники России и сторонники Украины. Вы же понимаете, что конфликт между двумя этими группами неизбежен, и он приведет к столкновению и кровопролитию. Разве нам это нужно?
Корреспондент газеты «Жас Алаш»:
– Господин президент, а что Вы думаете по поводу не только участников январских событий, но и других оппозиционеров, которые оказались в тюрьме еще при режиме Назарбаева за свои оппозиционные выступления? Что будет с ними?
Президент Токаев:
– В отношении их моя позиция та же. Я считаю, что в любом государстве и обществе должна быть оппозиция, должны быть разные мнения и разные взгляды на любые вопросы. И члены общества должны иметь возможность высказывать свое недовольство руководству и предлагать свои альтернативные решения. Так обязательно будет и в Казахстане, и мы к этому придем. Поэтому оппозиционеров я не считаю врагами народа, я не считаю их своими врагами, я считаю их патриотами, желающими улучшить жизнь в нашей стране, но только другими путями. Поэтому тем же указом сегодня утром я объявил, что по всем заключенным, находящимся сейчас в тюрьмах нашей страны по явно политическим мотивам, дела будут пересмотрены, даже если формально они сели не по политическим статьям. Я надеюсь, что они выйдут на свободу.
Корреспондент газеты «Жас Алаш»:
– Браво, господин президент! Разрешите мне от всей души поблагодарить Вас от имени демократической части общества, которая давно ждала от Вас этого шага. Мы очень надеемся, что с этого момента в Казахстане больше не будет политических заключенных.
Президент Токаев:
– Я вам это обещаю.
Комментарии