Сегодня позвонила мне знакомая, хозяйка аптеки. Чуть не плача, говорит, что закупила ранее лекарства на несколько сот тысяч тенге, а недавно вышел приказ министра здравоохранения о предельных ценах, и теперь многие лекарства моя знакомая вынуждена продавать ниже себестоимости.
Например, она купила лекарство по 1000 тенге, хотела сделать накрутку 200 тенге и продавать по 1 200, а в приказе министра это лекарство разрешают продавать максимум по 700 тенге.
– Вот скажи мне, как можно заниматься бизнесом в такой стране? – спрашивает меня знакомая, – Это же не государство, а какой-то грабитель! Меняет правила игры, когда захочет, задним числом! Теперь хоть плачь, хоть жалуйся – бесполезно. Я понесу убытки и, может быть, даже закрою бизнес. Думаешь, кому-то в этом министерстве есть до меня дело? Или в правительстве? Да они моё разорение даже не заметят! Я для них – просто единичка в статистике.
Голос собеседницы срывается. Она замолкает не несколько секунд, чтобы сдержать волнение.
– Вот скажи, – чуть успокоившись, продолжает она, – ты много ездишь по всяким странам, Европам, Америкам. Ты где-нибудь видел, чтобы государство устанавливало предельные цены на лекарство, на продукты, еще на что-нибудь?
– Честно говоря, не слышал о таком, – признаюсь я, – Обычно если хотят помочь бедным, то субсидируют именно их адресно, то есть дают пособие на покупку продуктов или лекарств, но не заставляют частных предпринимателей снижать цены.
– Вот именно! – обрадованно кричит моя знакомая в трубку, как будто я в силах и собираюсь сделать то же самое и у нас в стране, – Зачем сдерживать цены для всех? Ведь теперь лекарства по заниженной цене будут покупать и бедные, и богатые. А зачем помогать богатым за счет продавцов? Это же глупость! И вообще, зачем контролировать цены? У нас тут такая конкуренция: на каждом углу – аптека. Неужели кто-то из нас будет завышать цены на ровном месте? Конечно, нет. Главное, чтобы оптовики не сговорились, и не держали цены. Их-то немного. Вот они могут договориться. А мы – сотни частных аптек – никогда не договоримся.
И вот так полчаса плакалась мне в жилетку эта предпринимательница, типичный представитель малого и среднего бизнеса, которой государство должно помогать и лелеять. Это они, владельцы мелких магазинов, кафе, гостиниц, СТО, аптек и так далее, составляют многочисленную, разношерстную массу бизнеса, двигающего экономику страны. А их душат, как будто они паразиты на теле общества и враги.
Так кто на самом деле наши кормильцы, а кто – враги?
Комментарии