Для подавления массовой террористической атаки на органы государственной власти Республики Казахстан в первых числах января, президент страны Касым-Жомарт Токаев обратился за помощью к странам-участникам ОДКБ (Организация договора коллективной безопасности).
Помощь была оперативно оказана. И в основном силами правоохранительных и вооруженных сил России.
Такое решение президента Токаева вызвало неоднозначную реакцию со стороны казахстанской общественности.
Критики указывают на то, что, попросив помощь у России, господин Токаев, поставил себя в положение должника перед Путиным, а Путин – это не тот человек, который упускает возможность извлечь максимум выгоды из зависимого положения соседа, партнёра, кого угодно.
Когда антитеррористическая операция закончится, и жизнь перейдёт в обычное русло решения политических, экономических, финансовых вопросов, Путин может обратиться к Токаеву, например, с просьбой поддержать его в борьбе против американских и европейских санкций. Казахстан будет вынужден голосовать во всех международных организациях за Россию и тем самым ухудшить свои отношения с Западом.
Или, например, Путин может обратиться к Токаеву с предложением о вхождении российского бизнеса в экономику Казахстана. Взять ту же передачу e-gov под управление Сбербанка России или строительство атомной электростанции в Казахстане на российском оборудовании силами российских специалистов. Отказаться от такого предложения Токаеву будет крайне сложно.
Ну и, наконец, самый опасный вариант оплаты морального долга Казахстаном выглядит так: в случае начала вооруженного конфликта между Россией и Украиной (о чём вполне серьёзно говорят на самом высоком международном уровне) Казахстан будет вынужден в рамках того же ОДКБ направить свои вооруженные силы теперь уже на помощь России. Но это будет означать участие в войне между НАТО и Россией на стороне России, что выглядит вполне предсказуемым самоубийством.
Однако есть у решения Токаева привлечь ОДКБ и много сторонников.
Аргумент у них один, но очень весомый: без сил союзников террористы могли совершить переворот и захватить власть в стране.
Кто эти террористы? Что это за силы? Пока неизвестно.
То ли исламисты, которые попытались бы построить в Казахстане религиозное государство. То ли это наёмники высших должностных лиц страны, пытавшихся совершить «дворцовый переворот». Пока непонятно. Но очевидно одно: человеческих жертв и в том, и в другом случае было бы гораздо больше. А это перевешивает все аргументы противников Токаева.
Если, конечно, президент Казахстана не переоценил силы террористов.
Или если всё это действо (включая нынешнюю развязку) не было чьим-то хорошо продуманным и осуществлённым планом.
Правда скоро всё равно раскроется.
Посмотрим, кто был прав.
Комментарии