В своей венчурной практике я сталкиваюсь с такой ситуацией, когда основатели стартапов, не сильно разбирающиеся в правовых вопросах, путают две вещи: вложение инвестора в компанию и продажу инвестору собственной доли в компании.
Какая разница между этими двумя действиями?
Когда инвестор вкладывает деньги в компанию, эти деньги становятся собственностью компании, и она их тратит на развитие проекта. Уставной капитал компании и, соответственно, стоимость самой компании увеличиваются.
Например, уставной капитал компании был 9 млн. тенге, и 100% доли принадлежали основателю стартапа. Когда инвестор вкладывает 1 млн. тенге в стартап, уставной капитал компании становится уже 10 млн. тенге, а доли в компании распределяются так: 90% принадлежат стартаперу, а 10% — инвестору.
Это классический случай.
Бывает и другая ситуация. Иногда стартапер испытывает финансовые трудности и хочет получить какую-то сумму денег себе, чтобы, например, где-то жить и что-то кушать до тех пор, пока не разбогатеет. В таком случае стартапер продает инвестору часть своей доли в компании. Эти деньги идут не в компанию, а лично стартаперу. Компания после этого не становится богаче. Богаче становится сам стартапер.
Допустим, при создании стартапа основатель вложил в него 10 млн. тенге. У него 100% доли в компании. Позже он решил продать 10% от этой доли инвестору. После совершения такой сделки уставной капитал компании остается прежним – 10 млн. тенге, а доли в компании распределяются следующим образом: 90% принадлежат основателю, а 10% — инвестору. При этом инвестор платит деньги за долю стартаперу. Получается, что на свое развитие компания эти деньги не получает.
В этом и заключается разница, которую не понимают некоторые стартаперы, которые, не задумываясь, с легкостью употребляют в переговорах наравне обе фразы: «Я готов продать инвестору часть своей доли» и «Я привлекаю инвестиции в стартап».
Комментарии