В одной недалекой стране к одному блогеру обратился его старый товарищ, который долгое время работал в сфере среднего образования.
Товарищ прочитал пост блогера про смерть ученика в школе и, горько вздыхая, начал свой рассказ:
– Корень проблемы даже не в том, что директора школ скрывают происшествия в своих школах. Проблема заложена глубже. В самих этих директорах. От таких людей можно ожидать и не такого. Вы знаете, как они попадают на свои должности? Элементарно. За наличные доллары. Да-да. И не надо делать круглые глаза. Ставки в столице колеблются от 30 до 50 тысяч долларов. И на таких условиях еще очередь стоит из желающих.
– Подождите. Но если люди готовы платить такие деньги, значит, они надеются потом как-то окупить их, заработать. Но как можно директору простой средней школы заработать 50 000 долларов? Не понимаю.
– Просто вы оторваны от реальной жизни. Ваши дети учились в элитных школах и попадали туда по звонку из администрации, где вы работали. А все обычные люди сталкиваются с этим каждый год и воспринимают это как должное. Вот смотрите, вырос в обычной средней семье ребенок. Пора ему идти в школу. Или, допустим, переехала семья в столицу из провинции с детьми школьного возраста. Надо искать школу. Как ее найти, да так, чтобы была рядом с домом и с хорошим уровнем преподавания. Хотя, честно говоря, в целом в столице уровень образования очень низок по сравнению с северными регионами. Но это тема отдельного разговора. Так вот. Находят такие родители по рекомендации друзей хорошую школу и идут туда, а им говорят, что они не относятся к данному району. Но можно сделать исключение. А дальше думайте сами. Я работал в этой сфере и знаю, что в недавнем прошлом ставка за прием неположенного ребенка доходила до тысячи долларов. Некоторые директора школ за один только сентябрь зарабатывали до ста тысяч долларов. Вот вам и окупаемость вложенных «инвестиций».
– Не может быть!
– А что не может быть? Вы просто проедьтесь по городу и посмотрите, на каких машинах директора школ подъезжают к своей работе. А потом посмотрите, какая у них официальная зарплата. И сравните. Все сразу станет ясно.
– И много таких директоров? Неужели все так плохо?
– По моим ощущениям, процентов семьдесят директоров школ в этом городе работают по этой схеме. Есть, конечно, и честные, принципиальные люди, но их меньшинство, и не они формируют общую политику. Это, скорее, изгои. Есть и такая категория: родственники высокопоставленных людей, которым администрация не решается навязывать свои условия.
– Ужас! И какие же порядки царят в школах с такими коммерческими директорами?
– Именно! О чем и речь! Такое отношение к ученикам, как к источнику наживы, передается вниз, к рядовым учителям. Они начинают так же «доить» учеников и их родителей в течение учебного года. В общем, не школы, а какие-то коммерческие компании. Например, еще один общеизвестный бизнес этой коммерческой компании – это продажа мест на олимпиадах. Вы слышали об этом?
– Нет. А что это такое?
– Вы знаете, что победа на олимпиадах дает право ученикам получить грант для учебы в институте?
– Ну, да.
– Так вот, открою вам секрет Полишинеля. Родители покупают за деньги первые места в олимпиадах своим детям. Потому что потом экономят на ежегодной оплате обучения в институте. Очень простая схема. Ну, про денежные поборы во время ЕНТ я уже вам рассказывать не буду. Вы, кажется, писали об этом сами. А о сборе денег с родителей для подарков проверяющим слышали?
– Нет. Но ведь это ужас! А как это все объясняется детям?! Неужели они не видят, не понимают?
– Прекрасно понимают. Особенно старшеклассники. Многие из них настолько пропитываются вот этим духом продажности и подкупности всего, что выходят в большую жизнь вполне подготовленными к таким правилам игры. А вы хотите, чтобы наше общество становилось лучше. Как? Как оно станет лучше, если сами ростки новой жизни растут в отравленной почве и всходят уже отравленными?
– Надо что-то делать! Надо бить в набат! Мы не должны с этим мириться!
– Я об этом Вас и прошу. Сам я много писал об этом, но все без толку. Меня просто вышвырнули из этой системы за правдолюбие. Я теперь работаю в другой сфере. Но сердце болит за наших детей.
– А вы сможете подтвердить все эти факты, если я озвучу проблему.
– Конечно, нет. Как вы себе представляете доказательство с моей стороны получения взяток большинством директоров школ города?
– Ну, тогда ваш рассказ – не более чем домыслы. Если я напишу об этом, то меня эти же директора школ обвинят в клевете или обзовут пустомелей.
– Так что же делать? Терпеть все это безобразие из года в год и давать директорам-коммерсантам продолжать свое грязное дело? Может быть, тогда написать о проблеме, но не называть конкретных имен? Ведь важно не посадить какого-то конкретного директора школы, а поменять всю систему. Иначе на место одного директора-взяточника придет точно такой же. Если все, что я вам рассказал, окажется моей выдумкой, и такой проблемы нет, то ваши читатели просто пройдут мимо. Если же люди станут писать, что сталкивались с такими фактами, надеюсь, глава города обратит внимание на проблему и решит ее системно.
– Хорошо. Так и сделаем. Я не буду называть имен. Я даже город и страну называть не буду. Кому надо, тот поймет.
Комментарии