«Постараюсь по порядку.
Первое и самое главное. Люди, говорящие в нашей стране исключительно на казахском — реализуют свое конституционное право. Неважно, с кем они говорят — с иностранцами, русскоязычными или между собой. Конституционное право.
Недавно в Литву летала. Там тоже все говорят или хотя бы понимают русский. Но я скачала литовский разговорник, на случай, если меня не поймут на английском. Такие случаи были, не поверите. Там тоже конституционное право.
Второе. Во многих семьях Казахстана люди столкнулись с тем, что их идентичность уничтожалась десятилетиями. Политика такая была в советские годы. Моя семья из таких. Окончания на фамилии налепили, отчества ввели. На кириллицу перевели казахский. А потом раз, и решили вообще не париться — всех на русском заставали говорить. И, если вы ненароком подумали, «зато благодаря этому режиму Казахстан осел и цивилизовался», то нет, не «зато», никто никого не просил, и до режима было достаточно живо.
Вернемся к новейшей истории. Жила себе моя казахоязычная мама в ауле, никого не трогала, пока не переехала в Алматы. А там ей кондукторы билет не пробивали, пока она на русском не «родит» хотя бы одно слово, а потом ее поселили в общаге на «казахский этаж» — это были первый либо последний. Один протекал, в другом холодно. Напомню, это все потому, что мама на своем родном языке говорила. Представляете?
Маме 56 лет, она выучила русский, правда плохо, и до сих пор говорит с акцентом, зато на казахском одно удовольствие слушать. Но советская политика оставила огромный отпечаток на умах наших предков.
Моя мама отдала меня в русскую школу, чтобы я так не страдала, как она, чтобы я получила образование и работу. Слава богу, я знаю свой родной язык. Пишу и слёзы на глазах. Вы знаете, мы люди, которым «прошили» очень сильно русский язык, но культуру и национальное самосознание не изменили. Значит, не все потеряно.
Все эти годы казахский язык был как вода — сам себе пробивал дорогу и находил смыслы. Настало время ему помочь.
Вы же помните, что у нас до сих пор преобладает в людях колониальное мышление. И у меня оно до сих пор. И каждый день я хочу его смыть иногда до крови, но не получается пока.
Третье. Люди, которые понимают, но не хотят говорить на русском, имеют еще на это и моральное право. Они здесь навсегда. У них нет другой опции.
Если, не дай бог, что-то случится в стране — все русскоязычные могут покинуть страну, переждать, а казахоязычные будут здесь валяться в пыли казахской степи до последнего. Не утверждаю, что все русскоязычные покинут — просто есть такая опция.
Четвертое. Статистически среди бедного и необразованного населения у нас преобладает казахоязычное. Вы знаете, как сложно устроиться на работу казахоязычному специалисту, за исключением нескольких профессий? Опросы показывают, что в различного рода финансовые пирамиды чаще всего идет казахоязычное население. И да, в маргинальных группах больше всего казахоязычных.
Спросите меня, почему? Не поверите, опять то самое феноменальное колониальное мышление! Невозможность полностью реализовать свои права, цели.
Безысходность и неравные возможности с русскоязычным населением.
И вы с этим маргинальными группами на одной линии, но по разные стороны. Вы думаете, что вы лучше их, потому что знаете русский, а они думают, что это правда.
Мы хотим, чтобы вы каждой клеточкой своего мозга, тела, души хотя бы немножко почувствовали, что испытывало и испытывает до сих пор казахоязычное население».
Комментарии