Корреспондент издания «Медуза»:
– Господин президент, возвращаясь к отношениям между Казахстаном и Россией, скажите, пожалуйста, чувствуете ли Вы, как президент страны, рост антироссийских настроений в Казахстане, то, что происходит сейчас во всем мире? Известно ли Вам об активности национал-патриотов Казахстана, в частности по вопросам статуса русского языка? Ведь, как известно, именно этот вопрос стал триггером, спусковым крючком к началу Майдана в Украине, а потом и привел к нынешней войне?
Президент Токаев:
– Да, я прекрасно осведомлен об основных настроениях в казахстанском обществе и хочу высказать свою точку зрения. В целом, генерально, мы будем продолжать политику национального суверенитета, то есть независимости и самоопределения, в том числе в языковом вопросе. Мы не позволим никому насильно навязывать особые статусы каким-либо языкам на территории нашей страны. И мы будем развивать наш родной государственный казахский язык. Его применение будет расширяться с каждым годом. Со временем он станет не только официально по закону главным языком страны, но и фактически. Рано или поздно это произойдет. Я хочу, чтобы это осознали все, в первую очередь, граждане нашей страны, которые не владеют сейчас государственным языком.
Вместе с тем хочу сказать, что процесс этот будет идти очень плавно и без перегибов. В ближайшее время мы примем государственную программу, где будут четко прописаны этапы, сроки и конкретные меры по расширению действия казахского языка на территории нашей страны. Как президент страны и как гарант Конституции страны, официально заявляю, что в этом процессе не будут нарушены законные права ни одного этноса, проживающего на территории нашей страны, и не будут нарушены права ни одного носителя другого языка. Мы не будем требовать больше того, чего требует от своих и от иностранных граждан на своей территории любая другая страна, будь то Россия, США, Франция, Германия и так далее. То есть будет один государственный язык и все остальные языки будут иметь равные права.
Корреспондент издания «Медуза»:
– Господин президент, однако даже тот статус, о котором Вы сейчас говорите, многим русскоязычным гражданам Казахстана может показаться ущемлением их прав, или во всяком случае ухудшением их положения. Многие из них хотели бы продолжать жить в двуязычном Казахстане и не менять ничего. Не вызовет ли Ваша политика их недовольство и противодействие?
Президент Токаев:
– Когда я говорю об усилении роли казахского языка в жизни нашего общества, я ни в коем случае не подразумеваю ущемления других языков. Никто никогда от имени государства не будет запрещать людям разговаривать между собой на любом языке мира. Более того, я мечтаю, чтобы в нашей стране было много иностранных туристов, которые общались бы между собой на своих языках и, чтобы на улицах наших городов звучала бы речь на десятках языках, так как это сейчас происходит в Париже, Лондоне или в Нью-Йорке. Открытость и толерантность, в том числе и в языковом вопросе – это наша государственная политика.
Однако любой гражданин Казахстана, не владеющий иностранными языками, должен иметь право и возможность жить комфортно и получать любые виды услуг, покупать любые товары на территории нашей страны, пользуясь только одним государственным казахским языком, если ему так хочется. Это законное и справедливое право гражданина любой страны.
Что касается недовольства определенной части населения усилением казахского языка, то я абсолютно уверен, что те граждане нашей страны, кто надолго и прочно связывает свою судьбу с Казахстаном, не посчитает трудным и зазорным выучить государственный язык этой страны. Так же как представители различных этносов учат государственный язык в Германии, Франции, в России. Ни у кого это не вызывает удивления и возмущения. Почему в Казахстане мы не имеем права проводить такую же политику? Я думаю, мы имеем полное право.
Комментарии