Ежегодно 9 мая в Казахстане отмечается День Победы.
Однако в последнее время значение этого праздника стало вызывать много сомнений.
Попробую разобраться в каждом из них.
1. Была ли вообще Отечественная война? Всему миру известна Вторая мировая война. А Отечественной ее назвали в пропагандистских целях в Советском Союзе.
Да, согласен. Одну и ту же войну в разных странах называют по-разному. В Англии ее обозначают как Восточный фронт. В Германии о ней пишут как о Немецко-Советской войне, Русском или Восточном походе. В большинстве остальных стран чаще подразумевают просто часть Второй мировой войны. И только в бывшем Советском Союзе после использования 22 июня 1941 года в радиообращении Молотова к народу термина «Отечественная война», а позже «Великая Отечественная война» это название закрепилось в сознании людей.
С какой целью это было сделано?
Очевидно, что советскому руководству нужно было отделить ту войну, что уже шла почти два года в Европе и никак не касалась граждан СССР, от того момента, когда нацистская Германия вторглась на территорию Советского Союза. С этого момента жизнь и свобода граждан нашей страны подверглись прямой угрозе. Защиту от этой агрессии логично было назвать Отечественной, как защиту Отечества от иностранных захватчиков.
Не вижу в этом шаге Советского руководства ничего предосудительного. Так могло поступить руководство любой страны для поднятия патриотического духа нации. И не вижу ничего страшного в том, что в разных странах люди называют одну и ту же войну по-разному.
2. Стоило ли Казахстану воевать с Гитлером, если он не планировал поработить народы Советского Союза, а собирался только освободить их от коммунистического гнета?
По сути оба режима являются античеловечными. Нацистский режим провозглашает превосходство одной нации над другими и оправдывает их порабощение. Коммунистический режим провозглашает превосходство коллектива над личностью и оправдывает ее угнетение. Что при коммунистах, что при нацистах, общество и личность не могут развиваться гармонично. При коммунистах наш народ получил культ личности, репрессии, голодомор. При нацистах нам была уготована роль рабов и обслуживающего персонала арийской нации. Об этом свидетельствуют многочисленные документы. Таким образом, говорить, что борьба с нацизмом в лице гитлеровской армии была напрасной – это большая ошибка. Да, конечно, нужно было бороться и с коммунистическим режимом. С ним и боролись. Но это тема отдельного разговора.
3. Имело ли смысл казахам воевать не за свою Родину, а за Россию и за сталинский кровавый режим?
Имело. К началу Великой Отечественной войны (или Второй мировой войны) Казахстан находился в составе Союза Советских Социалистических Республик. И оборона государства была гражданским долгом всех жителей Советского Союза, независимо от национальной принадлежности. Точно так же как, если сейчас началась бы война Казахстана с каким-либо государством, было бы нелогично, например, казахстанским немцам или корейцам утверждать, что это не их страна, и они не должны воевать за Назарбаева.
4. Добровольно ли воевали казахи в той войне? Не были ли принуждены Советской властью?
Нравится это сейчас (как и тогда) кому-то или нет, но Казахстан к началу войны входил в состав СССР. Было бы необоснованно утверждать, что он был в тот момент оккупирован Россией и являлся ее колонией. Если даже исторические справки можно переделать в угоду власть имущих, то многие из нас сами застали Советский Союз и застали своих бабушек и дедушек, живших до войны. Не ошибусь, если скажу, что хоть и определенные националистические настроения присутствовали в казахстанском обществе, однако в традиционном смысле граждане союзных республик не чувствовали себя жителями колонии России. Основная масса людей поддерживала действующий режим и добровольно выполняла свои гражданские обязанности. В том числе и долг защиты Отечества. Основная масса наших дедов, а это около полутора миллиона человек, ушла на фронт добровольно, не сопротивляясь. Были, конечно, и отказывавшиеся, но таких было незначительное количество. Не больше, чем в любой другой республике СССР, в том числе и в самой России.
5. Нужно ли праздновать День Победы, если он связан с многомиллионными жертвами по всему миру?
Многие считают, что Вторая мировая война – это трагическая страница человечества и праздновать день ее окончания – это кощунство. Однако я бы сделал в этой фразе акцент на слове «окончание». В этот день мы празднуем не ее начало и не ход ее действия, а именно завершение и окончательную победу над нацистской Германией, а значит и над всем нацизмом и фашизмом в мире.
Согласен, что при этом не следует забывать и цену, заплаченную за Победу, в том числе и полмиллиона казахстанцев. Однако не праздновать Победу, это значит не праздновать их Победу, не признавать ценность их жертвы, отданной за Победу. Лично я расцениваю это так.
Таким образом, вот мой вывод.
Победу праздновать надо. На ее примере нужно воспитывать патриотизм у нашего подрастающего поколения. Патриотизм наш, казахстанский. Хоть в то время мы воевали с нацизмом в составе другого государства, но это не отменяет героизма наших дедов, их самоотверженности в борьбе с поработителями нашего народа.
Комментарии