В детстве я жил в многоквартирном доме. В каждом из таких домов был свой двор и своя компания пацанов.
Помню, в одном дворе жил мальчик. Кажется, звали его Нурлан. Он был сильнее и крупнее ровесников, при этом хулиган и задира. Держал весь двор в страхе. Вся ребятня играли только в его игры и по его правилам. Если кто-то пытался сопротивляться, Нурлан тумаками и пинками быстро ставил того на место.
Так вот, в этой компании постепенно сложилась такая обстановка, что по любому вопросу мнение Нурлана было правильным и окончательным. А так как характер у него был взбалмошный, и настроение часто менялось, то и взгляды на одни и те же вещи у него менялись. Например, упал какой-то мальчик посреди двора. Нурлан мог поднять его на смех со словами: «Ну и растяпа! У тебя ноги откуда растут?!». Вся ватага пацанов сразу же начинала смеяться и улюлюкать. При этом старались так, что в своей злобе иногда даже превосходили своего лидера. На следующий день точно в такой же ситуации, если спотыкался какой-то другой мальчик, а иногда даже один и тот же, у Нурлана могло быть другое настроение, и соответственно мнение на событие совершенно другое. Он говорил своему окружению: «Ну что уставились?! Это же наш друг. Помогите ему!». И вся ватага бежала на помощь упавшему мальчику. При этом те, кто вчера надсмехался над ним, сегодня мог самоотверженно донести его до дома на руках. В общем, каждый старался выслужиться перед жестким и своевольным диктатором.
Дошло до того, что у пацанов во дворе начисто пропало такое понятие, как собственное мнение. Его не существовало. У них пропали собственные моральные ориентиры. Они не могли самостоятельно решить, что есть хорошо, а что есть плохо, пока Нурлан не выскажет свое мнение. И только когда он соизволял произнести хоть одно слово в поддержку чего-то или против чего-то или хотя бы выражением лица показывал свое отношение, вся свита наперебой бросалась доказывать его правоту и исполнять его волю. Иногда даже перегибая палку.
Поэтому я в основном уходил играть в соседний двор.
Там была другая атмосфера. Не было одного явного лидера. Их было несколько. Ни один из них не имел абсолютной власти. Любого из них мог поправить его друг, указать на его неправоту, поспорить и даже поругаться. Но в целом они все оставались друзьями и единомышленниками. То есть они думали и смотрели на вещи одинаково. Если что-то было хорошо в их общем представлении, то так искренне считали все они. Для этого им не надо было ждать, что же скажут другие. И наоборот. Никто не мог делать безнаказанно плохие вещи, каким бы авторитетом он не пользовался.
А в каком дворе живете вы?
Комментарии