«Государственные закупки в нашей стране стали синонимом коррупции.
Однако есть еще одна область, подверженная злоупотреблениям, не меньше, чем тендеры. Это процедура поступления на госслужбу.
Казалось бы, порядок приёма в госорганы детально описан законами и правилами. Предусмотрена в них даже видеосъёмка собеседования. Куда ещё прозрачнее?! Но… наших людей, как говорится, не победить. Придумана лазейка и в этой броне.
Дело в том, что обычно кадровая служба госоргана заблаговременно формирует перечень вопросов для каждого кандидата и вручает членам комиссии непосредственно перед заседанием, т.е. члены конкурсной комиссии задают конкурсантам только заранее заготовленные вопросы. Эти вопросы не публикуются и не предоставляются кандидатам заранее. Видимо, предполагается, что конкурсанты должны знать весь материал. Так вот, вся хитрость заключается в том, что вопросы заблаговременно доводятся только до определенных конкурсантов, которые целенаправленно заучивают ответы на них наизусть. Соответственно, на собеседовании такие кандидаты отвечают на удивление хорошо. Очень часто у конкурсанта, который ранее даже не работал в данной сфере, ответы на вопросы, как говорится, от зубов отскакивают. А остальные, не знавшие, какие вопросы им достанутся, мучительно вспоминают и раздумывают, что ответить. Конечно же, в глазах конкурсной комиссии подготовленный конкурсант на фоне остальных выглядит более предпочтительно, получает максимальные баллы и побеждает. И даже проверяющие не смогут придраться. На видеосъемке победитель конкурса действительно блистает своими ответами.
Хитрая схема! Не правда ли?!
Данная ситуация имеет как минимум три негативных последствия для страны.
Во-первых, нарушаются требования законодательства о госслужбе и происходит обман претендентов. Президент, правительство и Агентство по госслужбе со всех трибун заявляют о равном доступе, открытом, честном и справедливом отборе на государственную службу, а в действительности, благодаря вот такой схеме, кое-кто может получить необоснованное преимущество.
Во-вторых, создаются риски коррупционных преступлений. Ведь, зная или догадываясь об этой системе, найдутся люди, которые будут предлагать взятку за предоставление им вопросов заранее. И также, зная, как легко это сделать, найдется тот, кто соблазнится. При этом Агентство по противодействию коррупции, насколько мне известно, даже не рассматривает такую ситуацию как коррупционную.
В-третьих, снижается эффективность работы госаппарата. Опять же со всех трибун слышим о создании компактного, профессионального и эффективного госаппарата, но о какой эффективности можно говорить, когда контингент набирается таким вот образом?
Оперативное решение данной проблемы очень простое – заранее публиковать список конкурсных вопросов и обеспечить случайный их выбор на собеседовании. Тогда все участники будут знать все конкурсные вопросы и готовиться к ним, и никто не будет знать, какой конкретно вопрос достанется ему. То есть все конкурсанты будут в равных конкурентных условиях. Для реализации этого решения даже законодательство менять не требуется, достаточно директивного письма АДГС. Хотя, ничто не мешает госорганам сделать это и без директивного письма. Однако никто этого не делает».
Вот такое письмо я получил от одного моего подписчика.
Сам я давно ушёл с госслужбы.
Хотелось бы услышать мнение действующих чиновников, действительно ли дело обстоит так и можно ли с этим что-то сделать?
Комментарии