В детстве, когда таскал для бабушки воду с колодца, заметил одно явление: трава вдоль тропинки, по которой люди носили воду, была всегда зеленее и сочнее, чем вокруг. Просто вода, разбрызгиваясь из ведер, обильно орошала траву вдоль тропинки. При этом трава чуть поодаль генетически была ничем не хуже, и солнце светило всем одинаково. Но просто одной траве повезло уродиться у тропинки.
Точно такой же эффект наблюдается в экономике.
Когда в какой-либо стране или регионе страны есть источник высоких доходов, то цены в этом месте выше, чем в соседних регионах. Хотя других объективных причин для высоких цен здесь нет.
Например, цены на многие товары в Атырау почти такие же, как в Алма-Ате. И цены на недвижимость почти такие же. Но сравните объективно условия жизни в Алма-Ате и в Атырау. В Алма-Ате благоприятный мягкий климат, зеленая трава и деревья, красивые горы, развитая инфраструктура. В Атырау же суровый климат, скудная растительность и слабо развитая городская инфраструктура. Как может здесь недвижимость быть дорогой почти как в Алма-Ате?
Дело в том, что здесь добывают нефть, экспортный товар Казахстана. При огромных доходах нефтяные компании волей-неволей вынуждены платить относительно высокие зарплаты работающим здесь специалистам. А эти специалисты, выйдя со своей зарплатой на местный ограниченный рынок, начинают конкурировать между собой за одну и ту же квартиру, мебель, машину и так далее. Продавцы, видя это, повышают цены.
Вот и получается, что квартира в неблагоустроенном микрорайоне Атырау с его холодной зимой и знойным летом и пустыней вокруг города неожиданно сравнялась в цене в такой же квартирой в Алма-Ате с ее зеленью и арыками, аккуратными дворами, ровными дорогами и с «Медео» под боком.
Точно то же самое произошло с Казахстаном в целом. Благодаря манне небесной – нефти, казахстанская столица с ее дешевыми керамогранитными новостройками, неразвитой инфраструктурой и неприветливыми людьми по цене на недвижимость стала конкурировать с мировыми столицами Лондоном, Парижем, Мадридом, где настоящие вековые каменные дворцы, проверенная столетней работой инфраструктура и доброжелательные горожане. Спросите обычного парижанина, променяет ли он свою маленькую квартиру на окраине Парижа на такую же квартиру в центре Астаны. Конечно, нет. Даже если ему сказать, что астанинская квартира стоит дороже его парижской квартиры. А вот многие астанинцы с удовольствием поменялись бы (кстати, многие так и делают).
Хочу успокоить казахстанцев. Подобное явление наблюдается не только у нас, но и во всех странах, подверженных «голландской болезни», то есть там, где сравнительно недавно забил источник высоких доходов, и где этот источник еще не успел создать вековой фундамент благополучия.
Например, я недавно был в Норвегии. Ее столица Осло является одной из самых дорогих городов мира. Я в этом сам убедился. Пятизвездочный отель в центре стоит дороже, чем такой же пятизвездочный отель на Елисейских полях в Париже. Но извините меня, что такое Осло, и что такое Париж. При всем моем уважении к Норвегии комфорт, красоту и, главное, климат Парижа не купить ни за какие деньги. Но факт остается фактом: жизнь в Осло дороже, чем в Париже.
Вот таким образом близость источника доходов зачастую искажает картину рынка.
Комментарии