Когда я только зарегистрировался в социальных сетях,ко мне присоединилось много реальных и виртуальных друзей. Число их постепенно росло.
Но в один момент я стал замечать, что некоторые из них отписываются от меня или даже превращаются в хейтеров, то есть людей, которые меня ненавидят и постоянно критикуют.
Самое удивительное – это то, что среди них есть мои друзья и знакомые из реальной жизни. Один – одноклассник, один – однокурсник, один – бывший коллега, с одним вместе играли в футбол.
А ведь до недавнего времени я был с ними в отличных отношениях, мы поздравляли друг друга с праздниками в общих чатах, иногда созванивались.
А потом вдруг вижу, что они под моими постами пишут негативные комментарии, пропитанные ненавистью.
Можно было бы, как это принято в таких случаях, обидеться на них, наговорить им в ответ гадости, поковыряться в их постах и найти повод для ответной критики, ну, или, в конце концов, просто забанить.
Но мне стало интересно, почему так происходит. Начал анализировать.
Понял, что часть моих друзей разочаровались во мне, когда я начал критиковать социалистический образ жизни, то есть «совок». Они посчитали это предательством наших общих ценностей. Действительно, в детстве и юности я был горячим сторонником коммунизма, как олицетворения справедливости и равенства людей. Но потом, после перестройки, когда железный занавес пал, и можно было сравнить жизнь в Советском Союзе и на Западе, я понял разницу между тотальным равенством и равенством возможностей. С тех пор я стал горячим сторонником капитализма. За это меня возненавидели многие друзья, бывшие пионеры и комсомольцы.
В 2014 году я потерял ещё одну часть друзей, когда осудил агрессию России против Украины. Многие русские казахстанцы очень болезненно относятся к критике всего российского. А некоторые из них в глубине души больше связывают себя с Россией, чем с Казахстаном. Они впитали в себя кремлёвскую пропаганду, боготворят Путина и искренне верят в то, что он «поднимает Россию с колен» и заставил весь мир уважать, вернее, бояться «великую Русь». Понятно, что они восприняли мою критику Путина как личное оскорбление и возненавидели меня.
Ещё одна часть друзей отвернулась от меня, когда я прямо назвал себя национал-патриотом, то есть борцом за развитие казахской культуры и казахского языка. В этом они увидели покушение на их право пользоваться более привычным и близким им русским языком. Провозглашаемое мной право казахскоязычных граждан Республики Казахстан получать услуги в своей стране на казахском, то есть государственном, языке они назвали притеснением русского меньшинства, шовинизмом, нацизмом и возненавидели меня.
Позже, когда я открыто назвал себя атеистом, ещё одна большая группа друзей и родственников предали меня анафеме. Многие из них искренне считают, что казах автоматически должен быть мусульманином. Кто-то из них давно, а некоторые – совсем недавно обрели в вере оплот и смысл жизни. Они олицетворяют с верой нравственность и считают, что все безбожники и даже иноверцы – потенциальные аморальные личности. Поэтому мой атеизм и, тем более, активная пропаганда атеистических взглядов была встречена ими как покушение на их нравственные устои и как совращение их детей. Они тоже перестали быть мне друзьями.
Вот так я и растерял многих своих бывших реальных и виртуальных друзей.
Иногда думаю: а надо ли было это мне? Может, надо было сидеть молча или только поздравлять всех с праздниками, не выдавать свои взгляды, не выражать своё мнение по поводу важнейших явлений нашей жизни? Так у меня было бы больше друзей.
А потом думаю: а зачем нужна такая тихая невзрачная жизнь «серой мышки»? Разве не в этом моя миссия, чтобы изменять наше общество в лучшую (конечно, на мой взгляд) сторону?
После этого я успокаиваюсь и снова пишу свои посты, которые не всем нравятся.
Комментарии