Недавно один знакомый казах, живущий в Лондоне, рассказал интересную историю из обычной жизни англичан.
Сам он живет недалеко от аэропорта Хитроу. Так вот. Оказывается, этот аэропорт давно хочет расшириться и построить еще одну дополнительную взлетно-посадочную полосу. При том, что это и так один из крупнейших аэропортов в мире, его расширение, безусловно, дало бы новый толчок к развитию его самого и Лондона в целом. Казалось бы, понятные вещи. Какие могут быть вопросы? Но… Власти города потребовали от аэропорта получить согласие большинства жителей прилегающего к аэропорту района. А это несколько тысяч семей. Деваться некуда. Администрация аэропорта разослала в каждый дом, в каждую квартиру анкету с просьбой проголосовать за строительство новой полосы. При этом расписала все плюсы такого шага. Но горожан это не впечатлило. Они и так страдают от шума приземляющихся и взлетающих самолетов. Оказывается, по какому-то нормативному акту в Лондоне взлеты и посадки самолетов разрешены с 4 часов утра до 12 часов ночи. Конечно, это очень неудобно для жителей близлежащих кварталов. В общем, большинство голосов собрано не было. Разрешение на строительство, соответственно, не дали. Аэропорт не остановился на этом и предпринял еще один шаг. В своей новой листовке он пообещал горожанам, что с введением в строй новой полосы время взлетов и посадок сократится и будет с 6 утра до 11 вечера. Сейчас как раз проходит сбор подписей. Не знаю, поможет ли новый аргумент аэропорту или нет.
При этом следует отметить, что подобных опросов, агитаций, листовок приходит рядовым жителям Лондона так много, что мой знакомый просто каждую неделю вываливает их из почтового ящика в мусорную корзину, не читая. Он-то квартирант. Его это все не касается. А вот местные жители довольно активно читают все листовки, бурно обсуждают их, что-то подписывают, ходят на какие-то митинги.
– Представляешь, как бедные английские бизнесмены мучаются? – говорит мой знакомый. – Даже вот такой вопрос нужно согласовывать с тысячами граждан. У нас все гораздо проще. Зашел к акиму области. Объяснил ему все плюсы и минусы нового проекта и все. Он один все решает. Вернее, наверное, с кем-то там наверху согласовывает, но меня это не касается. Если аким дал добро, то дальше уже все проще. Все службы быстро дают все разрешения, выделяют землю, проводят коммуникации. Да еще по госпрограмме деньги выделяют. Красота!
– Да, – говорю я, – только странно, что Лондон является мировой финансовой столицей, и все инвесторы мечтают жить и работать здесь, а в Казахстан почему-то не торопятся перебираться. В чем дело? Ведь любой вопрос у нас можно решить в одном кабинете. Налоги одни из самых низких в мире. Помощь от государства выделяется миллиардами.
– Не знаю, – задумчиво говорит мой знакомый и чешет затылок.
– Может быть, именно потому, что в Казахстане у граждан никто ничего не спрашивает, и все решения принимаются в кабинетах? А хозяева этих кабинетов часто меняются. И никто не уверен, что новый хозяин будет к тебе благосклонен. А когда система работает так, что не зависит от одного конкретного человека, а работает именно как система, то у каждого живущего в такой системе человека появляется уверенность в стабильности его бизнеса и в его независимости от прихотей чиновников. Получается, что настоящему бизнесу даже не надо быстрых решений его вопросов в приватной тиши кабинетов, не надо многомиллиардной помощи от государства. Надо только одно: понятные и либеральные условия ведения бизнеса, справедливость и законность в госорганах и судах. Все. После этого от государства нужно только одно – не мешать. Может, тогда и станем новой финансовой столицей мира?
Комментарии