Недавно разговаривал с одним предпринимателем.
Интересную вещь он мне рассказал.
– Лично я, – говорит, – готов платить все налоги государству. Тем более, что они у нас относительно невысокие. Но при одном условии: если налоги будут платить абсолютно все. Я говорю это даже не из каких-то соображений патриотизма и гражданского долга. Мной движет вполне шкурный интерес. Если я буду платить все налоги, а мои ближайшие конкуренты не будут, то они имеют возможность снизить продажную стоимость своего товара ровно на величину этого самого налога. И тогда потребители будут покупать его товар, а мой – нет. И я обанкрочусь. А я этого себе позволить не могу. У меня семья, дети, трудовой коллектив.
– И что ты делаешь?
– А что мне остается делать? Я тоже не плачу налоги.
Во-первых, я занижаю инвойс на таможне. За счет этого снижаю таможенную пошлину. Потом, я не провожу весь товар через кассу. Часть выручки идет «черным» налом. Еще я плачу часть зарплаты в конверте. Из-за этого меньше трачу на соцвыплаты, пенсионку и подоходный налог с физлиц.
Вот так по мелочи и набирается разница в процентов 15-20. А это даже больше, чем моя торговая наценка в 10 процентов.
– Но ведь так нельзя жить, – говорю я. – Из-за этого у нас государство бедное, люди бедные, больниц, школ не хватает, дороги разбиты.
– Ты меня не слышишь, – отвечает он. – Я сам хочу жить в богатой и цивилизованной стране. Мне самому противно «разводить» этих проверяющих. Но пойми, пока я не буду уверен, что все проверяющие абсолютно честны со всеми: и со мной, и с конкурентом, что они не дадут ускользнуть от налогов никому, мне выгоднее платить им и прятаться от налогов.
Вот пусть государство сделает так, чтобы ни одного проверяющего невозможно было подкупить. Тогда я с удовольствием буду платить все налоги и спать спокойно.
– Но ведь взяточник не появится, пока нет взяткодателя. Если все предприниматели перестанут «разводить» проверяющих, то коррупция исчезнет.
– Знаешь что? Давай начнем не с нас, а с них. Пусть они перестанут брать взятки или хотя бы перестанут вымогать. А если начинать с нас, то пусть это буду не я, а мой конкурент. Вот тогда и я готов стать правильным. А пока я не верю ни проверяющим, ни конкурентам.
– Замкнутый круг какой-то. Хотим жить среди честных людей, а сами обманываем. Откуда же взяться честности?
Комментарии