Одним из фундаментальных принципов демократии является – «разделения властей». Суть его заключается в том, что три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная должны быть независимы друг от друга. Только при этом условии начинает работать система «сдержек и противовесов». В теории государства и права такая система считается лучшим способом недопущения излишней концентрации власти.
Работает ли принцип разделения властей у нас в Казахстане?
Думаю, что не в полной мере.
Начнем с законодательной власти. Парламент нашей страны состоит из двух палат: Сената и Мажилиса. Согласно статье 50 Конституции по два депутата Сената избираются от областей и городов Алматы и Астаны. Итого 32 депутата. Однако наряду с ними Президент страны назначает 15 депутатов Сената своим решением. То есть на одну треть верхняя палата Парламента состоит из прямых ставленников исполнительной власти, которую возглавляет Президент. Это, безусловно, нарушает баланс между ветвями власти. Думаю, что начать балансировку можно было бы с устранения указанного положения. В Сенате должны быть представители регионов страны в чистом виде.
Судебная власть. Здесь дела обстоят еще критичнее. Председатель и судьи Верховного суда избираются Сенатом по представлению Президента. Таким образом, руководство судебной власти поставлено в зависимость от исполнительной и законодательной властей. Более того, весь остальной состав судебной системы полностью назначается Президентом страны по представлению Высшего судебного совета, который он же сам и формирует. Получается, вся судебная система в нашей стране находится в полной зависимости от Президента страны, то есть от исполнительной власти. При таком положении вещей невозможно ожидать принятия судами объективных решений в вопросах, касающихся государственных органов и чиновников. Единственно правильным решением является введение прямой выборности всех судей снизу доверху. Только такой мандат непосредственно от народа позволит судьям быть реально независимыми и выносить решения, подчас не устраивающие исполнительную власть и сдерживающие ее от произвола.
Что касается исполнительной власти, то здесь давно напрашивается предоставление бОльших полномочий акимам всех уровней и переход к их выборности. Определенные шаги к этому уже были сделаны, но, к сожалению, дело не было доведено до конца. Хотя схема проста: акимов выбирает население соответствующей административно-территориальной единицы; большинство государственных функций передается на места; для этого местным акимам дается больше полномочий и финансовая самостоятельность; последняя означает передачу части налогов и платежей в местный бюджет; за центральными органами остается выработка общей политики в каждой из сфер деятельности и контроль над местными органами власти.
Хочется верить, что власти, наконец, перейдут от слов к делу и делегировании власти от центра на места и от одной вертикали к другим вертикалям найдет реальное воплощение, что, в свою очередь, несомненно, даст мощный импульс развитию нашего общества.
Комментарии