Несколько лет назад моя бабушка умерла от рака. Перед смертью она сильно страдала. Боль нарастала медленно и мучительно. Поэтому дозу обезболивающих средств все время увеличивали. Наконец, наступил момент, когда максимально допустимая доза перестала действовать. В этот момент моя бабушка осталась один на один с всепоглощающей болью. Она металась в постели, корчась от страданий, периодически впадая в беспамятство. Она не могла нормально есть и пить, обессилела и уже была не в состоянии самостоятельно подниматься с постели. Сначала она кричала от боли, потом уже просто стонала. В последние дни она умоляла, чтобы родные что-то сделали и избавили ее от мучений.
Но родственники были вынуждены со слезами на глазах бессильно наблюдать за этой агонией.
С тех пор я думаю об отношении нашего общества к эвтаназии. Мне кажется, тот, кто был свидетелем вот таких болезненных последних дней своих близких, тот навсегда стал сторонником эвтаназии, то есть возможности человека уйти в мир иной без мучений.
Я тоже считаю, что в Казахстане нужно разрешить эвтаназию. Конечно, при этом нужно принять меры, чтобы обезопасить граждан от возможных злоупотреблений (дело может дойти до убийств под видом эвтаназии).
Так как речь идет о самой важной ценности: жизни человека, а последствия таких действий непоправимы, необходимо законодательно закрепить строжайшие процедуры:
во-первых, эвтаназия должна применяться только в отношении взрослых и психически здоровых людей;
во-вторых, эвтаназия применима только в случае неизлечимой болезни, сопровождаемой мучительными болями, или в случае необратимой комы;
в-третьих, решение об эвтаназии должно быть одобрено медицинским консилиумом в присутствии адвокатов и родственников больного;
в-четвертых, такое решение для большей безопасности можно отнести к компетенции суда или присяжных заседателей.
Возможны и другие способы гарантии.
Все они стоят того, чтобы облегчить последние дни неизлечимо больных наших бабушек, дедушек, родных и близких.
Комментарии