Национальная тема сегодня актуальна в Казахстане, и, наверное, будет актуальной до тех пор, пока здесь живет много национальностей. То есть всегда.
Люди спорят с пеной у рта, но при этом часто, используя одни и те же слова, вкладывают в них разный смысл или разный эмоциональный оттенок.
Возьмем слово «национализм».
Одни считают это слово оскорблением, другие называют себя националистами с гордостью.
Кто из них прав?
Вот что пишет Википедия:
«Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе».
Как видим, описание очень расплывчатое.
Здесь нет ни слова о принижении или притеснении других национальностей.
Но в то же время звучат слова: «ценность нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе», то есть националисты осознают себя в первую очередь, например, казахами или русскими, а уже потом казахстанцами. То есть в случае вступления в конфликт интересов этноса и государства, они будут руководствоваться интересами своей национальности, а не своего государства.
Если понимать слово «национализм» таким образом, то я склонен считать его отрицательным явлением, вредящим нашей стране.
Но как называть тех людей, кто считает своим долгом развивать свою национальность, не мешая другим национальностям, а наоборот, пропагандируя равенство и дружбу между ними? Кто хочет сохранять свой язык, свои традиции, свою культуру внутри нашей страны и при этом ни в коем случае не мешать представителям других национальностей делать то же самое. Например, в нашей стране действуют десятки национально-культурных центров. Все они созданы с целью объединения представителей различных диаспор в нашей стране для сохранения и развития своей национальной культуры. Разве можно их считать «националистами», вредящими нашей стране? Разве в таком виде национализм является злом? Я так не считаю. Думаю, что идентификация себя, как немца, русского, чеченца и так далее – это их святое право. Они не должны скрывать или стыдиться своей национальности. Наоборот, пусть гордятся и развиваются, как этнос. Такое стремление нужно, если не поощрять, то уж точно – не пресекать.
Но при одном условии.
Если представители всех национальностей будут признавать верховенство интересов нашего общего государства – Республики Казахстан – над интересами их этноса и интересами других государств. Это значит, что русский казахстанец должен защищать интересы Казахстана в конфликтах с Россией (говорю чисто теоретически, не дай бог, дойти до этого), а немец должен болеть за казахстанцев, а не за германцев.
Это же касается и самих казахов. Интересы казахстанцев должны быть выше интересов отдельно казахов. Поэтому тот из казахов, кто говорит, что казахи должны быть в Казахстане хозяевами, а все другие народы – гостями и иметь соответственно меньше прав, чем казахи, уже не националист, а шовинист.
Вот как описывает Википедия это понятие:
«Шовини́зм (фр. chauvinisme) — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов».
Таким образом, считаю, что для ясности и единообразия понимания нам всем необходимо четко разделить эти два понятия.
«Национализм» следует воспринимать как положительное явление, суть которого сводится к развитию своей национальности, не ущемляя других национальностей и признавая верховенство государственных интересов над узко этническими.
«Шовинизм» следует осуждать и запрещать законодательно (сейчас это так и есть), так как наша государственная идеология не может поддерживать превосходство одного этноса и притеснение других.
Комментарии