Уже много лет из протокола в протокол переходит поручение Премьер-министра страны о создании Продовольственного пояса вокруг Астаны. И уже много лет подряд Министерство сельского хозяйства и акиматы столицы и соседних областей усердно его выполняют.
Но что значит «создать Продовольственный пояс вокруг города Астаны»?
Главной целью такой работы, очевидно, должно стать обеспечение города Астаны продовольственными товарами.
В таком случае у меня вопрос к жителям столицы: есть ли дефицит продовольствия в Астане? Я даже по-другому спрошу: есть ли такой продукт, который невозможно купить у нас в городе? Мне, например, на ум такого не приходит. В Астане практически все можно найти. Значит, вопрос о физической доступности продуктов в Астане не стоит.
Вместе с тем следует признать, что продукты в астанинских супермаркетах довольно дорогие. Например, по состоянию на 01 июля 2014 года в Астане 1 кг сахара стоит 181 тенге, а в среднем по Республике – 174 тенге, разница 4 %; говядина в Астане стоит 1 151 тенге, в среднем по Республике –1 115 тенге, разница 3,2 %; баранина в Астане стоит 1 166 тенге, а в среднем по Республике – 1 098 тенге, разница – 6,2% (данные АО «КазАгроМаркетинг»).
Однако уровень доходов жителей столицы также превышает средний по республике. В Астане на апрель 2014 года он составлял 98 750 тенге, а в среднем по республике около 60 242 тенге, разница 63,9% (данные Агентства РК по статистике). То есть превышение доходов значительно выше превышения цен, а значит, продовольственные товары в Астане даже более доступны, чем в среднем по республике.
Таким образом, более высокая цена продуктов питания в Астане по сравнению с другими регионами объясняется не дефицитом продуктов, а высокими доходами и более высокими торговыми издержками. В частности, в Астане дороже аренда торговых площадей, что связано с высокой стоимостью недвижимости, выше зарплата продавцов, плата за размещение товара в торговых сетях, стоимость коммунальных услуг (по сравнению с некоторыми регионами) и т.д. Значит и вопрос экономической доступности продуктов питания в столице страны не актуален.
Пойдем далее.
При реализации поручения по созданию Продовольственного пояса вокруг Астаны возникает вопрос практической его реализации и отчетности. Если поручение есть, его ведь надо исполнять и каким-то образом подсчитывать, сколько и каких продуктов завезено в Астану именно из Продовольственного пояса, а не, например, из Южно-Казахстанской области. Для этого нужен учет движения товаров между областями республики. Такой учет у нас в стране не ведется, так как в унитарном государстве необходимость в нем не возникала.
Теоретически, конечно, его можно вести путем установления постов на границах между областями и в столицу. Однако это потребует дополнительных затрат из бюджета на содержание сотрудников постов, а также повлечет тотальную проверку тоннажа каждого грузового и легкового транспортного средства, что неизбежно создаст заторы при движении автомобилей и вызовет бурю возмущения у населения. Более того, во избежание ожидания очереди на контрольных пунктах поставщики начнут искать обходные пути доставки груза в Астану. В ответ госорганам по аналогии с пограничниками придется искать и пресекать такие нелегальные завозы словно контрабанду. В общем, это будет глупая, ненужная, нервозная работа только ради того, чтобы понять, эти огурцы завезены по поручению Правительства из Карагандинской области, то есть из Продовольственного пояса, или доставляются сами по себе из ЮКО по экономическим соображениям, безо всяких указаний сверху.
Логичнее было бы усилия направить на развитие самого производства продовольственных товаров по стране, не ограничиваясь Продовольственным поясом, то есть 300-километровым радиусом вокруг Астаны. Открытие новых ферм, теплиц, мясокомбинатов и т.д. само по себе создаст необходимую товарную базу, а свободная, никем не ограничиваемая и никем не подталкиваемая торговля, сама распределит эти товары по стране и расставит на них цены согласно экономическим законам.
Комментарии