Каждый год на Курбан-айт сотни тысяч мусульман в нашей стране в один день забивают тысячи голов скота: баранов, лошадей, коров.
Я ничего не имею против самого обряда. Его исконный смысл был в том, чтобы помочь окружающим, сделать добро людям. Это подчеркивает человеколюбие и гуманность ислама.
Но задумывались ли вы о рациональности забоя огромного количества скота в один и тот же день? Сколько мяса производится в этот день? Может ли общество использовать его рационально?
Треть мяса мусульмане отдают родственникам и еще одну треть раздают всем нуждающимся. В этом нет ничего плохого. Хорошо, что малоимущие казахстанцы в этот день наедятся досыта. Но что будет завтра? Вернее, через несколько дней. Боюсь, что у этих людей нет больших морозильников, чтобы сохранить надолго все полученное от добрых мусульман пожертвование. Получается, что семьи бедняков в один день наедятся мяса до отвала, а остальные 364 дня в году будут жить впроголодь. Рационально ли это? Не лучше ли жертвоприношение растянуть на год и помогать обездоленным понемногу, но весь год? А еще лучше эту помощь не превращать исключительно в забой скота, а оказывать другими способами. У многих из тех, кому мусульмане отдают мясо, даже крыши над головой нет, не то что морозильника. Не лучше ли подарить им дом или мебель, живой скот, одежду, учебники? Эти вещи принесут им больше пользы, чем один сытый день в году.
Я атеист, и, конечно, не мне учить мусульман, как осуществлять их религиозный ритуал, но, надеюсь, что они готовы прислушаться к голосу разума, от кого бы он ни исходил.
Комментарии