Проповедник-атеист:

Ещё задолго до появления современных религий в человеческом обществе сложились определённые правила поведения. Люди хотели жить в безопасности и не быть убитыми более сильным соплеменником, поэтому появилось общественное соглашение не убивать друг друга без веского основания. Люди хотели защитить своё личное имущество, пока были на охоте или на войне, поэтому появилось общественное соглашение не красть чужое. И так далее.

Эти общечеловеческие правила поведения в дальнейшем и были заложены авторами религиозных писаний в их постулаты: «не убей», «не укради», «не прелюбодействуй» и так далее. Ни Тора, ни Библия, ни Коран не являются первоисточником общечеловеческих ценностей. Они лишь отразили на своих страницах существовавшее на тот момент правила поведения людей.

В дальнейшем в связи с усилением роли религии значение «священных писаний» в общественном сознании росло. А после нескольких веков инквизиции и выжигания (в прямом и переносном смысле) всякого инакомыслия религия фактически присвоила монополию на формирование морали в большинстве стран мира. Последние два тысячелетия человечество настолько привыкло ассоциировать мораль с религией, что добродетель практически стала синонимом религиозности. У многих современных людей сложилось мнение, что религия является моральным кодексом человечества, что только религия может указывать человеку правила поведения, подсказывать ему, что есть хорошо, что есть плохо, как себя вести и как себя не вести.

Однако это заблуждение. Моральные нормы могут существовать и отдельно от религии. Так и было во многих человеческих социумах в истории, когда религия не играла главенствующую роль в обществе. Например, многие из нас помнят «Кодекс строителя коммунизма». Это свод правил, которые не были прописаны в нормативных правовых актах, но соблюдались большинством гражданам Советского Союза добровольно, как моральный ориентир поведения.

Слушатель-верующий:

Знаете, мне кажется, что сейчас в нашем обществе нет вообще никакого морального кодекса. У людей сбиты духовные ориентиры. Молодёжь берёт пример с отрицательных киногероев. Лидеры мнений не учат ничему хорошему. В такое лихое время разве плохо, что существует религия? Разве не хорошо, что миллионы наших молодых соотечественников приобщаются к религии и соблюдают религиозные заповеди. Если бы не религия, многие молодые парни оказались бы на улице, грабили бы в подворотне, убивали за гроши. А так они боятся Бога, и хотя бы это их сдерживает от преступлений. Что же в этом плохого?

Проповедник-атеист:

Да, действительно, религия может играть положительную роль в сохранении дисциплины и порядка в обществе. Если религиозные постулаты говорят правильные вещи, такие как «не убей», «не укради» и так далее, то такую религию можно поддерживать даже атеистам.

Но не надо забывать и о том, что некоторые люди трактуют священные писания как руководство по борьбе с неверующими, с инакомыслием. Поэтому религия может быть, как полезной для общественного согласия, так и опасной. Нельзя принимать её безоговорочно.

Слушатель-верующий:

Скажите, а если бы не было религии, и наше общество было бы всё атеистическим, то что сдерживало бы людей в рамках порядка? Мне кажется, такое общество погрузилась бы в хаос.

Проповедник-атеист:

Посмотрите на меня. Я – атеист. Но разве я убиваю, граблю людей? Разве я совершаю плохие поступки? Нет. И таких добропорядочных людей-атеистов в любом обществе очень много.

Слушатель-верующий:

Так что же вас сдерживает в рамках приличий?

Проповедник-атеист:

Мое сознание и понимание механизмов работы общества. Я соблюдаю общепринятые моральные нормы не потому, что боюсь бога, и не потому, что боюсь оказаться в аду, а потому, что хочу жить хорошо в этой жизни, хочу, чтобы окружающие люди не ненавидели меня, а любили; не презирали, а уважали; не отворачивались, а здоровались; и я своим здравым смыслом понимаю, что для того, чтобы так было, мне нужно просто вести себя порядочно, то есть соблюдать те самые моральные нормы.

Слушатель-верующий:

Так значит вы такой добропорядочный, хороший только для того, чтобы вам самому было хорошо?

Проповедник-атеист:

Конечно. Всё, что человек делает в этой жизни, он делает ради себя. Отличие между верующим и атеистом только в том, что верующий пытается получить для себя благо от бога в виде загробной райской жизни, а атеист, зная, что нет никакой загробной жизни, хочет получить для себя блага уже в этой жизни от окружающих его людей. И чтобы получить эти блага, каждый человек должен сначала сам дать эти блага окружающим. И он даёт эти блага близким в виде доброты, дружбы, любви, а всем остальным – хотя бы в виде вежливости, доброжелательности и приветливости.

Комментарии: 0