Проповедник-атеист:

Религия и государство всегда были самыми сильными структурами в человеческом обществе. Иногда они конкурировали между собой, но чаще – сотрудничали.

На заре человеческой истории шаманы-жрецы занимали весомую позицию в племенной иерархии, так как якобы обладали способностью общаться с духами и богами. Чаще всего они не мешали вождям, даже помогали. Вождь позволял соплеменникам отдавать жрецам подношения богам, а жрец помогал вождю вести племя в бой, убеждая, что боги благословляют его на победу. Такое сотрудничество было выгодно обеим сторонам.

В дальнейшем взаимодействие продолжалось с некоторым перевесом в лидерстве в ту или другую сторону, а иногда даже переходило к конфронтации, но ненадолго.

Например, был период в истории Европы, когда король Франции вступил в конфликт с католической церковью и изгнал её руководство из столицы. В этот период государство взяло всю полноту власти на себя.

Есть обратные случаи, когда, например, исламские лидеры имеют больший вес в обществе, чем руководители государств, и диктуют им свои установки.

Но в большинстве случаев в современном мире государство и религия мирно сосуществуют и сотрудничают. Принципы их сотрудничества остались примерно теми же, что и в первобытнообщинные времена: религия удерживает умы и настроения людей в предсказуемых рамках, направляя в нужное государству русло, а государство помогает духовенству материально и организационно, заодно иногда убирая с дороги конкурентов в лице других конфессий.

Слушатель-атеист:

Но в нашем и многих других странах по Конституции государство отделено от религии. Разве не так?

Проповедник-атеист:

Да, формально это так. Но фактически государство всячески поддерживает религию. Президенты стран демонстративно участвуют в религиозных обрядах, превращают религиозные праздники в государственные, негласно дают указания бизнесменам строить церкви, мечети и другие культовые сооружения.

Слушатель-атеист:

Но зачем это государству? Не разумнее ли было направить средства, потраченные на строительство огромных и роскошных мечетей и церквей, на строительство школ, больниц, дорог?

Проповедник-атеист:

Лидеры государств чувствуют потребность общества в религии и потакают людям в их стремлении. Раз уж желание людей верить в бога неистребимо, то уж лучше направить его в понятное русло крупнейших конфессий и поставить во главе этого движения лояльного человека.

Абсолютно та же схема, что и у древнеегипетских фараонов и их жрецов.

Слушатель-атеист:

Но ведь были периоды в истории человечества, когда государства существовали абсолютно без религии. Например, Советский Союз.

Проповедник-атеист:

Да, такие периоды существовали. Но для них характерна сильная государственная власть, а вернее – диктатура, и сильная альтернативная идеология. В Советском Союзе это была идея коммунизма. Она практически заменила веру в бога. Люди верили в скорое наступление всеобщего благоденствия, ничем не худшего, чем рай на небесах. И коммунистические постулаты в основном были библейскими: помогать людям, делиться последним ради близкого, жить в мире и т.д.

Но лично мне кажется, что отлучение от религии ценой свободы – это не самый лучший способ просвещения для современного мира.

Слушатель-атеист:

Но ведь есть и другие варианты. Например, в наши дни Скандинавские страны являются самыми демократичными, образованными и самыми нерелигиозными.

Проповедник-атеист:

Согласен. Я считаю этот путь наиболее благоприятным для развития человечества: просвещение, демократия и достаток. На такой почве обычно религии не расцветают. При этом государство не борется с религией. Она сама по себе ослабевает из-за отсутствия потребности. Нет необходимости искать утешения и справедливости где-то на небесах, если в окружающей действительности всё и так справедливо, и ты можешь влиять на свою судьбу.

Комментарии: 0