— Так, значит, все? Уезжаешь?
— Да. Теперь уже точно уезжаю.
— И что? Думаешь, там будет лучше?
— Будет трудно. Но лучше, чем здесь.
— А чем тебе здесь не нравится? Вот меня, например, в принципе все устраивает.
— Знаешь, каждый день происходят какие-то маленькие детали, сами по себе ничего не решающие. Но год за годом они накапливались и вот теперь переполнили мою чашу терпения.
Вот, например, сын олигарха на своем внедорожнике задавил невинных людей. Люди возмущены, страсти кипят. И что? Он сейчас на свободе и даже продолжает ездить на своих дорогих машинах. Или, например, чиновник украл сотни миллионов тенге из бюджета, и ему дали два года, а простой человек украл какую-то мелочь, и его посадили на семь лет в тюрьму. В стране не хватает денег, а они проводят грандиозные мировые мероприятия. Народ против аренды земли иностранцам, а они все равно принимают законы. А о том, как чиновники разъезжают на государственных машинах по ресторанам и магазинам, возят своих детей в школу, у нас уже считается глупо даже поднимать вопрос. Как будто это нормально.
Меня сильно гнетет то, что от граждан здесь ничего не зависит. Мы реально не выбираем себе парламент, правительство, президента. Все делается нашими правителями без нас. Из-за того, что нет демократии, процветает коррупция. Любой из нас беспомощен и бесправен перед любым чиновником. Недавно прочитал, что творится в полиции двух областных центров. Ты только представь, ты чем-то не понравился начальнику полиции и тебе подбрасывают обрез в дом, а потом сажают в тюрьму. И в суде ничего не докажешь, потому что силовики и суды повязаны. Наверняка, такое же творится и в других областях. Значит, это может случиться с абсолютно любым из нас.
Как можно счастливо жить в стране, где ты беспомощен и безоружен перед большой несправедливой государственной машиной?
— Ну так борись с этим. Это же твоя страна. Кто, если не ты это сделает?
— Я и борюсь, как могу. Выступаю, пишу. Именно из-за этого я не чувствую себя в безопасности. Ты же видел, что случилось с двумя блогерами только за то, что они перепечатали текст из чьей-то книги.
— А я, честно говоря, думал, что ты из-за экономических трудностей бежишь. Раньше-то, при высоком курсе нашей валюты, всем хорошо было. А как отпустили валюту, доходы упали, так все сразу и побежали в разные стороны, как крысы с корабля.
— Ты знаешь, я, наоборот, с самого начала был против искусственного курса. Лучше бы его не сдерживали, а сразу отпустили. Не было бы тогда резкой девальвации.
И потом. Я не боюсь жить в бедной стране. Мы в 90-е жили и похуже. Но тогда у нас была надежда. Мы верили, что, получив независимость, дружно все вместе пройдем трудности и станем сильнее и богаче. Так все и начиналось. Но потом что-то пошло не так. Лично я связываю все проблемы с откатом от демократии. Любой президент, любое правительство ошибается, даже самое умное в самой развитой стране. Но если нет демократии, и народ не может переизбирать своих правителей, то они начинают чувствовать себя непогрешимыми, всегда правыми. Они концентрируют власть в своих руках и не отдают ее никому. А если власть в одних руках, то всему огромному государственному аппарату уже не нужно нравиться народу. Надо нравиться вышестоящему начальнику. Так государство превращается не в инструмент народа, а в инструмент по удержанию народа в повиновении у правителя. Чиновники становятся не слугами, а господами граждан. В такой обстановке и расцветает коррупция. Ведь с одним чиновником из вертикальной иерархии всегда можно договориться в отличие от народом избранных управленцев. Наши чиновники боятся не народа, а своего начальника. Вот так страна и заходит в тупик. Никакая экономика не спасет. Можно даже раздать людям бесплатно все государственные деньги, но если они не чувствуют себя свободными, если не уверены в своей безопасности и справедливости правосудия, какой смысл в деньгах? Все равно у тебя их отберут.
— А ты не чувствуешь себя предателем, бросившим свою Родину?
— Я долго над этим думал. Но все взвесил и решил, что живой и здоровый на свободе, пусть и за границей, я принесу своей стране и своей семье больше пользы, чем беспомощный и за решеткой.
— Как ты будешь приносить пользу своей стране из-за границы?
— А как приносит пользу нашей стране знаменитый дирижер Алан Бурибаев, популярный боксер Геннадий Головкин, бывший лыжник Смирнов? Как приносил пользу нашей стране певец Батырхан Шукенов? Все эти люди живут или жили за границей. Разве от этого они перестали быть нашими?
— Ты не сравнивай себя со знаменитостями.
— Конечно, я не знаменитость, но я по-своему тоже буду приносить пользу Казахстану. Тем способом, который у меня лучше всего получается. Я же бывший журналист. Я буду писать. В социальных сетях, в интернете, в газетах. Надеюсь, что казахстанцы будут меня читать. И надеюсь, что мои слова будут что-то менять в их головах. Это лучшее, что я могу сделать для страны. А если я могу это делать и здесь, и за границей, то лучше я буду это делать оттуда. Потому что там я в безопасности. Там меня за критические материалы в тюрьму не посадят.
— Очень удобная позиция, чтобы оправдать свою трусость и бегство от проблем на благополучную чужбину.
— Запомни этот наш разговор. И напомни мне его в том случае, если я начну забывать свою Родину. Как только я погружусь в чужое благополучие, привыкну к спокойной размеренной жизни и забуду про проблемы родной страны, вот тогда можешь плюнуть мне в лицо и сказать, что я предатель.
Но до тех пор, пока мне не будет давать покоя несправедливость на нашей земле, пока я буду обличать вороватых чиновников, пока буду бороться за справедливые решения, пока буду стыдить наших невоспитанных соотечественников, пока буду приводить им примеры развитой культуры и сознания, мое сердце болит за Казахстан, и душой я здесь.
До тех пор я буду считать себя настоящим патриотом.
Комментарии